Назад ко списку

«Черные лебеди» ПАО «Мотор Сич»

 

 

 

Современный успешный бизнес в лучших традициях советского Госплана практикует долгосрочное планирование собственного развития и прогнозирование развития рынков сбыта своей продукции.

Как правило, эти прогнозы опираются как на исследования солидных финансово-экономических учреждений, так и на отраслевые данные.  Если финансовый сегмент рынка в настоящее время подвержен высокой турбулентности с возрастающим количеством случайных факторов, то более приземленные сферы деятельности могут оценивать свои долгосрочные перспективы с высокой долей вероятности.

На примере ПАО «Мотор Сич» можно наблюдать последствия отказа от долгосрочного экономического планирования в пользу сиюминутных решений.


Неистощимое наследие СССР

В настоящее время положение ПАО «Мотор Сич» существенно отличается от судьбы коллег по авиастроительному цеху в Украине. В отличие от ГП «Антонов», ХГАПП или научно-исследовательских организаций, производство авиационных двигателей на «Мотор Сич» оправилось от шока разрыва производственной кооперации с Российской Федерацией в 2014 году, которому сопутствовало и прекращение прямого военно-технического сотрудничества между странами.

Результаты этого решения оформились к 2016 году - настолько велика была сила инерции, объемы и количество совместных проектов. По итогам 2015 года консолидированная чистая прибыль «Мотор Сич» по МСФО, согласно уточненным данным компании, возросла в 2,7 раза по сравнению с 2014 г. - до 3 млрд. 399,84 млн. грн., консолидированный чистый доход увеличился на 28,9% - до 13 млрд. 830,66 млн. грн.

Упомянутый «Антонов» к этому моменту полностью прекратил выпуск самолетов, а на «Мотор Сич» в 2016 году был зафиксирован лишь незначительный спад производства, который 
удалось парировать благодаря китайскому инвестору в лице группы компаний Skyrizon.

В настоящее время украинское ПАО «Мотор Сич» по инерции считается одним из крупнейших мировых производителей авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок.

На чем основывается это громкое, но всё менее обоснованное звание?

Приносимая в предыдущие годы львиная доля доходов ПАО от производства и поставок новых вертолетных двигателей ТВ3-117 (ВК-2500) для оснащения российских вертолетов производства «Миль» и «Камов», резко сократилась в результате завершения экспортных контрактов на Ми-171, Ми-28, Ми-35, Ка-32, Ка-52 и пр. От объемов и динамики поставок вертолетов из России на внутренний рынок и экспорт напрямую зависит благосостояние «Мотор Сич».

Остальная продукция в виде газотурбинных и газоперекачивающих установок, самолетных двигателей и небольшие по объемам серии двигателей для легких ЛА и ВСУ - гораздо менее существенная, чем поставки силовых установок  для оснащения Ми-8/171, Ми-24/35, Ка-52 и их сервисного сопровождения, хотя эта часть доходов и приобретает все больший вес на фоне сокращения производства авиационных двигателей, в частности, для самолетов Ан-140 и Ан-148/158.

Фактически востребованным остается только ремонт двигателей Д-18Т для тяжелых транспортных Ан-124-100 и Ан-225, выпуск которых давно завершен.

Съешь меня!

Не случайно ещё в 2012 г. бессменный президент и счастливый обладатель контрольного пакета акций ПАО «Мотор Сич»  Вячеслав Богуслаев озаботился перспективами предприятия до такой степени, что буквально навязывал его российским партнерам: «Я готов, скушайте меня!», - сказал он на «Гидроавиасалоне» в Геленджике, отвечая на вопрос о возможности вхождения в структуру ОАК. Однако, никаких официальных предложений от России не последовало: «Нас не берут, возможность есть, но предложений пока нет». 

Поэтому подлинным спасением стал Китай, спустя три года не только заказавший создание двух двигателестроительных предприятий на своей территории, но и предоставивший фактически беспроцентный кредит, а затем 
выкупивший акции, принадлежавшие лично Богуслаеву, а также контролируемым его семьёй оффшорам.

В результате, основными получателями новой продукции запорожского завода по-прежнему остаются Россия и Китай. Первая в этом году, по всей видимости, уже 
получила через Гонконг 48 ВК-2500 без установленных покупных агрегатов, а второй около 60 двухконтурных турбореактивных АИ-322 для боевых самолетов. Большие надежды возлагались на совместный проект тяжелого вертолета AHL, который планировался этими же странами, но о готовности нового двигателя АИ-136 для него из Запорожья ничего не слышно.

Нужен ли «план Б»?

Казалось бы, с таким перечнем проектов предприятию не стоит беспокоиться о завтрашнем дне. Но есть несколько нюансов. Прежде всего, двигатель ТВ3-117 был разработан почти 50 лет назад. Его можно бесконечно усовершенствовать, но лишь до определенного предела.

Возможно, технические ограничения по усовершенствованию двигателя были бы не так критичны, но есть еще и политические. Пресловутое импортозамещение – политика, реализуемая РФ в научно-технической сфере для сокращения зависимости от украинских производителей, -  рано или поздно дойдет и до двигателей на вертолеты на замену ВК-2500.

В настоящее время петербургское ОАО «ОДК-Климов» предлагает для Ми-38 двигатель ТВ7-117В, который мощнее по сравнению с ТВ3-117, и так же может устанавливаться на вертолеты «Миля» и «Камова» вместо запорожских двигателей. Как скоро появится такое конструкторское решение, пока не известно, но сложно не назвать его «черным лебедем» для «Мотор Сич».

Готов ли завод к такому повороту событий? Ответ, скорее, отрицательный, чем положительный. Но одним из вероятных последствий замены ТВ3-117 на ТВ7-117 будет существенное сокращение как объемов производства в Запорожье, так и прибыли от хозяйственной деятельности в виде поставок двигателей на экспорт. Кроме видимого отсутствия «плана Б» по загрузке мощностей в случае с отказом России от запорожских двигателей, вокруг ПАО уже более трёх лет длится открытый конфликт с владельцами акций.

При президенте Петре Порошенко СБУ арестовало акции «Мотор Сич» в целях «государственной безопасности» после официальной и юридически безупречной прямой продажи 56% китайскому инвестору. Действие ареста продлилось и при Владимире Зеленском.

Интересы «государственной безопасности» по странному стечению обстоятельств совпали с интересами экс-владельца «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева. Именно аресты и неопределенная ситуация помогли Богуслаеву получить деньги с китайцев, но не отдавать завод. Благодаря недоразумению с арестом акций экс-собственник все еще сохраняет не только пост «Почетный президент», но и контроль над финансовыми потоками компании.

Ею управляют не новые акционеры из КНР, а верный менеджмент Богуслаева, назначенный им еще в 2015 году.

Схема по блокированию доступа китайских акционеров к управлению компанией была реализована экс-президентом Петром Порошенко вместе с действующим на тот момент главой СБУ Василием Грицаком. Действия новой генерации власти лишь усугубили конфликт с инвестором и могут довести дело до международного скандала — Украину официально предупредили о возможности разбирательств в международном арбитраже. Там китайцы потребуют компенсировать их потери на сумму $ 3,5 млрд. Ситуацию не спасла даже передача части акций украинской компании DCH Group, которой владеет миллиардер Александр Ярославский. Несмотря на планы компании инвестировать в высокотехнологичное производство Украины, Антимонопольный комитет упорно продолжает блокировать сделку, способную разрешить многолетнюю проблему и избежать международных скандалов.


Со времени ареста акций в 2017 году собрания акционеров не проводятся, прибыль предприятия не распределяется. Однако, помимо ущемления прав акционеров, ручное руководство предприятием осуществляется откровенно в ущерб как государства Украина, так и самого ПАО «Мотор Сич». Это означает, что компания теряет ценность, превращаясь в пустышку: с нее выводятся деньги, которые могли быть направлены на модернизацию, за ушедшие годы компания утратила рынки сбыта и не обрела новых.

 

Турецкое направление, на которое делает ставку новая украинская власть, — под большим вопросом. Много писали о том, что якобы дроны Bayraktar ТВ2 будут оснащать двигателями «Мотор Сичи», но этого не будет, потому что ни МС, ни Ивченко-Прогресс не производят поршневые двигатели. Поэтому Турция купила двигатель австрийской компании ROTAX, как покупают и все остальные производители легкомоторной авиации и беспилотников. Равно как и остальные компоненты турки тоже скупили по всему миру от Австралии до Канады.

Кроме того, смена власти в США может снизить мотивацию Китая и бизнеса из Поднебесной к поиску альтернативных источников поставок двигателей. Это означает, что Киеву имеет смысл как можно быстрее искать компромисс с китайскими инвесторами «Мотор Сичи».

Китайцы не будут вечно биться головой о стену суровых украинских инвестиционных реалий, или до бесконечности ждать урегулирования своего вопроса межведомственной комиссией Министерства юстиции. 

А просто обратятся в международный арбитраж, чтобы взыскать с Украины деньги – заберут и успокоятся.

Плюс внутренние проблемы. Когда нет законных органов управления, почетный президент и топ-менеджмент на птичьих правах, то и в самой системе происходит разброд и шатание. Снижение официальных финансовых показателей «Мотор Сич» сопровождалось и неучтенными хищениями. Например, недавно 

СБУ сообщило о предотвращении попытки продажи новейшей модификации вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В, похищенного с завода несколько месяцев назад. Ни служба безопасности предприятия, ни фискальные органы, ни контролирующие службы исчезновение готовой продукции стоимостью почти миллион долларов не заметили!

 

В этой истории интересно всё: и каким образом трёхсоткилограммовое готовое изделие очутилось в гараже незадачливого продавца – начальника отдела завода, и технически грамотно собранный набор печатей, позволяющий легализовать его, и гробовое молчание контролирующих органов частного завода… Территория не охраняется? В схеме «черной» продажи участвуют топы? Сколько ещё таких прошедших ОТК и военную приёмку авиадвигателей уже эксплуатируются на летательных аппаратах частных лиц?


Официальная финансовая отчетность «Мотор Сич» также вызывает  немалое удивление. Например,  в отчете ПАО за 6 месяцев 2020 года наблюдается странная картина: в строке 2270 «другие затраты» цифры меньше, чем за 1 квартал т.г. То есть имеет место «экономическое чудо»: нарастающие расходы работающего предприятия  сократились с 498 млн. грн. за 1 кв до 349 млн. грн. за полугодие…

В результате, убыток в 221 млн. грн. начала года превратился в достойную  прибыль за полугодие в 663 млн. грн.  А экономические эксперты вообще сомневаются в том, что цифры не взяты с потолка. Если нет общих собраний акционеров, законного набсовета и ревизионной комиссии, аудированной отчетности, то любой клерк «Мотор Сичи» может подписывать любые бумаги, рисовать любые показатели, не боясь ответственности.

Как видим, «Мотор Сич» едва ли ожидает безоблачное будущее. Рынки сбыта продолжают сокращаться, новых разработок в обозримом будущем не предвидится, а запас советского технологического наследия исчерпан. К сожалению, нынешняя политика руководства с неопределенным юридическим статусом не отвечает изменившейся рыночной конъюнктуре, что ведет предприятие в никуда.

Искусственно созданная проблема вокруг акций предприятия перевела «Мотор Сич» в состояние ручного управления, выведя из-под контроля не только государства, но и акционеров и украинского правового поля в целом. Впереди – международный арбитраж и многомиллиардные убытки, если ни у кого 
в украинских коридорах власти не проснутся здравый смысл и инстинкт самосохранения.