Назад ко списку

Александр Ярославский: Время созидать. От болтовни – к реальной экономике

Александр Ярославский. Фото: DCH

Часто думаю о том, что произошло за без малого 30 лет независимости Украины. И что могло быть сделано правильнее и лучше, чтобы подойти к этой дате с более весомыми и оптимистичными результатами.

Само собой, история не имеет сослагательного наклонения, и что сделано, то сделано. Но я абсолютно убежден, что все эти три десятилетия нашей главной проблемой была и остается привычка разговаривать о благих намерениях вместо того, чтобы заниматься делом.

Сменяются президенты и правительства, пишутся и пылятся на полках концепции, программы, стратегии. В медицине, образовании, госуправлении идут какие-то процессы модернизации, диджитализации, которые позволяют гражданам быстрее и легче пользоваться услугами государства как сервисного института. Но украинскому народу намного легче от этого не становится, особенно если учесть фактор обрушившейся на мир пандемии.

Поэтому пора переходить от болтовни к реальной экономике, это единственный путь выхода на восходящую траекторию экономического развития. Времени разглагольствовать больше нет и давно нет: я неоднократно говорил об этом публично всей стране и лично нашему высшему руководству.

Я бизнесмен и только бизнесмен – и горжусь этим. Меня не интересуют политические интриги, у меня нет контроля над медиа, я принципиально не вмешиваюсь в парламентские и прочие управленческие процессы органов власти. И при этом опыт DCH показывает, что можно эффективно работать и приносить пользу стране, не тратя времени на пустые разговоры, бесполезные пафосные форумы, показушные проекты и бесплодные дискуссии. Тем более, что глобализация экономики и поддержка Украины нашими западными партнерами дают нам такие возможности, о которых раньше мы не могли и думать.

Подчеркну, что инвестиционная деятельность DCH в Украине базируется на прочном фундаменте, который наша команда создала своими руками. Как и все другие серьезные холдинги, мы делали портфельные инвестиции в украинские компании, покупали и продавали пакеты акций. Но проекты нашей гордости, которые позволили обеспечить приток реальных денег в украинскую экономику, – это проекты развития и капитализации предприятий с последующим привлечением иностранных инвесторов.

Прежде всего, речь об "УкрСиббанке", который в момент приобретения представлял собой, по сути, одну банковскую лицензию. От этой точки отсчета мы прошли путь до современного банковского учреждения, которое заинтересовало международную финансовую группу BNP Paribas. Сделка по продаже "УкрСиббанка" позволила привлечь в Украину почти $1 млрд НАСТОЯЩИХ (не "кипрских", не "виргинских") прямых иностранных инвестиций. Это не процесс передела собственности внутри страны, это процесс созидания. Финансовый результат от которого пошел не на проедание – какие-нибудь острова и дворцы за тридевять морей. А был реинвестирован в украинскую экономику!

То же самое, только с меньшей суммой сделки, касается Мерефянского стекольного завода, который мы развили и продали турецким инвесторам. А еще был "Киевстар", черкасский "Азот" и многое другое.

Благодаря этому заделу и упорной работе получилось:

  • Вложить $300 млн, чтобы построить в Харькове всю инфраструктуру для Евро-2012 (стадион, аэропорт, первый luxury-отель и др.) – фактически выиграть для города право на проведение турнира и тем самым открыть его миру.
  • Вывести из первой лиги ФК "Металлист" и подарить Украине новую звезду национального чемпионата, предмет гордости всех харьковчан и яркого участника Лиги чемпионов УЕФА.
  • Поднять легендарный Харьковский тракторный завод, который известен во всем мире, и восстановить его производство.
  • Подхватить и удержать на плаву Днепровский металлургический завод и "Сухую Балку" – даже при очень неблагоприятной конъюнктуре рынка.
  • Сохранить лучший украинский регбийный клуб "Олимп" и финансировать его как основу национальной сборной.
  • После успешного проекта создания современного Харьковского аэропорта стать частным инвестором строительства нового аэропорта в Днепре, чтобы вернуть региону нормальное авиасообщение с миром.

И многое другое…

Потому что философия ведения бизнеса – моя и команды DCH – это созидание.

Мы понимаем, что миллионы тракторов ХТЗ современной Украине при нынешних агротехнологиях и глобальной конкуренции уже не нужны. Поэтому мы строим "Экополис ХТЗ" - Украинскую Кремниевую Долину в Харькове, которую поручил создать в регионе президент Зеленский. Есть четкая стратегия, понятные сроки и форматы работы, громкие имена первых резидентов из числа крупнейших мировых корпораций и даже план-график выпуска первого харьковского трамвая.

Мы уверены, что авиастроение и прочее машиностроение в Украине можно сохранить не многостраничными программами отраслевого лоббизма, а фактическими финансовыми вливаниями.  Поэтому DCH будет использовать свои возможности и ресурсы для того, чтобы сохранить и модернизировать "Мотор Сич", Харьковский авиазавод, "Электротяжмаш".

Мы не просто заявили о намерении вернуть Харькову и Украине тот самый, истинный и героический ФК "Металлист", а уже занимаемся этим в практической плоскости.

У нас большие планы самых разных инвестиционных проектов в Украине: от креативных бизнесов до дорожного строительства. И в каждом конкретном случае вкладываться в них будут и наши деньги, и деньги иностранных партнеров, а причитающиеся DCH денежные потоки от них будут реинвестированы опять же в экономику нашей страны.

Делить-переделивать в Украине нечего. Наследия ушедшей эпохи уже не осталось, а экономика у нас, как шагреневая кожа: что ни день, то меньше денег и больше долгов.

Сейчас время строить, поднимать с колен, создавать – то есть СОЗИДАТЬ.

Мы открыты к диалогу со всеми, кому близка такая картина мира. Есть реальные инвестиционные проекты, есть эффективная команда, есть воля к победе. Мы приглашаем всех желающих вместе работать по "Экополису ХТЗ", машиностроению, авиастроению – присоединяйтесь. И, конечно, вечная благодарность харьковчан и всех украинских болельщиков ждет тех, кто в силу своих властных полномочий или просто горячего желания поможет вернуть "Металлисту" сначала имя, а потом и былую спортивную славу!

Чем меньше будет болтологии и больше труда, тем лучше будем жить мы, украинцы, наши дети и внуки. И тем достойнее Украина будет выглядеть на карте мира.