Назад ко списку

Юридическая позиция DCH по вопросам, связанным с ПАО «Мотор Cіч»

           1. Действия Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

АМКУ не имеет никаких законных оснований отказывать в разрешении на концентрацию акций ПАО «Мотор Cіч» ни китайским инвесторам предприятия, ни группе DCH.

Законными основаниями для такой линии действий АМКУ теоретически могли бы служить только две характеристики сделки по приобретению корпоративных прав:

·       сделка приводит к монополизации или существенному ограничению конкуренции на рынке Украины (ст. 25 Закона Украины "О Защите экономической конкуренции");

·       в сделке участвуют компании, которые включены в санкционные списки Украины (Ст.24 Закона Украины "О Защите экономической конкуренции").

Ни первый, ни второй критерий не подходят к нашей совместной с китайскими партнерами заявке на концентрацию акций «Мотор Січ».

Во-первых, ни DCH, ни китайские партнеры не ведут в настоящее время какую-либо деятельность на украинских товарных рынках, на которых представлена «Мотор Січ». Соответственно, после сделки доли участников этих рынков не изменятся: сама по себе покупка акций компании-монополиста не приводит к изменению долей на монопольном рынке. А «Мотор Січ» исторически занимает доминирующее положение на украинском рынке авиационного моторостроения.

Во-вторых, ни DCH, ни наши китайские партнеры по «Мотор Січ» не подпадают под какие-либо ограничительные меры (санкции), предусмотренные Санкционным законодательством Украины и не включены в санкционные списки Украины.

Исходя из изложенного выше, АМКУ не имеет законного права отказать удовлетворении нашей совместной с китайскими партнерами заявки на концентрацию акций ПАО «Мотор Cіч». Если АМКУ, в нарушение законодательства Украины, не выдаст согласие в установленный сроки или откажет, такие действия АМКУ будут обжалованы в судебном порядке.

Кроме того, в связи с практикой затягивания рассмотрения предыдущих заявок на концентрацию, которые наши китайские партнеры подавали в АМКУ, считаем необходимым подчеркнуть, что период времени, предусмотренный законодательством на эти цели, должен составлять от 45 календарных дней (стандартная процедура) до 3 календарных месяцев (при углубленном изучении) и в любом случае не может превышать 135 дней с даты сообщения об открытии дела. 

   2. Действия правоохранительных органов

ПАО «Мотор Січ» находится в плачевном финансовом состоянии, его экономическое и социальное развитие незаконно заблокированы действиями украинской власти с 2017 года, в результате чего уникальный трудовой коллектив предприятия испытывает незаслуженные лишения.

С 2017 года правоохранительными органами осуществляются уголовные производства и наложены аресты на акции ПАО «Мотор Січ», которые приводят к грубейшим нарушениям прав ВСЕХ акционеров предприятия.

          В результате арестов действует запрет на перерегистрацию акций и выдачу реестра акционеров в отношении всех 100 % акций.  А значит, владельцы акций ПАО «Мотор Січ» уже 3 года не могут распоряжаться принадлежащим им имуществом, принимать участие в управлении предприятием и контролировать соответствие принимаемых менеджментом решений своим экономическим интересам.

По своей юридической природе арест является временным мероприятием, направленным на предотвращение возможности сокрытия, повреждения, уничтожения или отчуждения соответствующего имущества, имеющего значение для уголовного производства. Однако в случае «Мотор Січ» все судебные решения о наложении арестов были вынесены с нарушением требований уголовного процессуального законодательства, при отсутствии надлежащей проверки заявленных стороной обвинения обстоятельств и без изучения обоснованности такой меры обеспечения. Хозяйственная деятельность предприятия парализована, возможности для восстановления стабильной работы и привлечения новых инвестиций отсутствуют. Поэтому арест акций не только не способствует «обеспечению сохранности имущества», а, наоборот, последовательно ведет «Мотор Cіч» к уничтожению. Такой контекст событий дает акционерам ПАО «Мотор Cіч» все основания рассматривать действия украинских правоохранительных органов как давление на бизнес и обращаться в международные судебные институты, чтобы положить конец этому вопиющему произволу и восстановить свои нарушенные права. 

3. Защита инвестиций

В соответствии с национальным законодательством и международными договоренностями Украина обязана обеспечивать на своей территории равноправный режим и защиту в отношении иностранных инвесторов и их деятельности, связанной с такими инвестициями.

Все стороны сделки, за одобрением которой мы и наши китайские партнеры обратились сейчас в АМКУ, являются частными компаниями, работающими на основе принципа свободы предпринимательской деятельности в правовом поле. ПАО «Мотор Cіч» не включено в перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 83 от 4 марта 2015 г. https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/83-2015-%D0%BF и не вошло в государственную стратегию развития авиастроительной отрасли https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/429-2018-%D1%80/print.

В результате неправомерных действий АМКУ и правоохранительных органов все инвесторы (акционеры) ПАО «Мотор Cіч» находятся в сложной ситуации. Несмотря на долгосрочную заинтересованность в развитии и благополучии предприятия, как мажоритарные, так и миноритарные акционеры готовы защищать свои права в судебном порядке во всех инстанциях. Если за этим последуют обращения в международный арбитраж, то государство Украина будет вынуждено компенсировать убытки и нести колоссальные репутационные потери.

Поэтому мы надеемся, что наше государство в дальнейшем воздержится от любой формы нелегитимного поведения органов госвласти (АМКУ и др.), которая бы не соответствовала международным стандартам обращения с иностранными инвесторами.

DCH рассматривает свое участие в развитии ПАО «Мотор Січ» как один из важнейших приоритетов своей инвестиционной стратегии. У нас достаточно финансовых возможностей для осуществления концентрации акций предприятия без привлечения финансирования со стороны, и мы будем самостоятельно осуществлять полноценный корпоративный контроль в долгосрочной перспективе.

Исходя из этого, мы приложим все усилия и используем все законные инструменты для того, чтобы защитить как свои инвестиции, так и инвестиции наших китайских партнеров по ПАО «Мотор Січ».